Как построить гараж своими руками

Самостоятельная постройка гаража хотя и доставит вам немало хлопот, но зато заметно снизит общие расходы на строительство и позволит лично реализовать все тонкости выполнения строительного проекта. Все работы по возведению гаража выполняются, как правило, согласно заранее составленному проекту и проводятся в несколько этапов. Поэтапные работы по строительству гаража рекомендуется выполнять в следующем порядке:

  • выбор типа гаражного сооружения;
  • выбор подходящего материала;
  • разработка проекта (эскиза);
  • разбивка на местности;
  • земляные работы;
  • возведение фундамента;
  • сооружение стен, цоколя и ворот;
  • устройство перекрытия и крыши;
  • подготовка полов и отмостки;
  • утепление и отделка.

Выбор материалов

Прежде всего, вам следует определиться с типом гаражной постройки, причём этот выбор непосредственно будет связан с тем материалом, которому вы отдадите предпочтение в проекте. Хорошо известно, что в гаражном строительстве в настоящее время наиболее часто применяются такие строительные материалы, как металл, кирпич или готовые блоки из шлакобетона (пенобетона).

В этой статье будут рассмотрены основные этапы сооружения гаражной постройки из кирпича (блоков), которая в любом случае выглядит более внушительно, чем конструкция из металла.

Проект

Проект гаража
На стадии подготовки проекта вам нужно будет определиться со следующими позициями:

  • планируете ли вы использовать гараж только как место стоянки автомобиля или предполагаете проводить в нём и ремонтные работы;
  • собираетесь ли вы оборудовать в нём погреб и смотровую яму;
  • определиться с размерами гаражной постройки в плане и по высоте.

Затем следует сделать на листе бумаги эскиз (план-схему) расположения стен и отдельных элементов конструкции гаража в соответствии с выбранным вами вариантом планировки.

Разбивка на местности

Разбивка строительства на местности
Этот этап работ предполагает перенос на реальную местность всего того, что вы ранее набросали на листе бумаги (сделать так называемую привязку к местности). Для этого вам потребуется десяток колышков и молоток, а также пятиметровая рулетка и тридцать-сорок метров капронового шнура.

Обычно для привязки гаража необходимо знать точку размещения одного из его углов. Мы рассмотрим более упрощённый вариант, при котором гараж пристраивается к уже имеющимся на местности однотипным постройкам. В этой ситуации вам достаточно продолжить общую линию построек гаража в соответствии с выбранными его размерами.

Земляные работы

Траншея под ленточный фундамент

Все земляные работы при сооружении гаража проводятся, как правило, вручную. При возведении кирпичного одноэтажного строения вполне можно ограничиться простым фундаментом ленточного типа, траншея под который по ширине не превышает обычно 60 см. Глубина же фундамента должна выбираться в соответствии с глубиной промерзания грунта в вашей местности (её значение колеблется от 60 см до 1,2 м).

Грунт из фундаментной траншеи придётся выбрать до слоя с высокой плотностью, а стены обработать так, чтоб они были строго вертикальными и ровными.

Для рассматриваемого случая вполне подойдёт довольно простой и сравнительно недорогой бутобетонный фундамент. Он делается очень просто: предварительно вырытая траншея аккуратными рядами заполняется камнем (бутом), причём каждый ряд проливается цементным раствором вплоть до полного заполнения траншеи. При этом используемая для заливки камней смесь должна иметь достаточно хорошую текучесть.

Стены, цоколь и ворота

Опалубка фундамента под гараж

Для обустройства цоколя гаража по периметру фундамента сооружаем опалубку из досок шириной порядка 10 см, после чего заливаем цементным раствором. По верхнему срезу цоколя при помощи уровня фиксируем горизонт площадки, с которого следует начинать кладку стен.

Прямо по цоколю укладываем гидроизоляцию, состоящую обычно из одного или двух слоев положенного насухо рубероида. Перед началом кладки устанавливаем и крепим гаражные ворота, которые в дальнейшем (по мере роста стен) будут постепенно обкладываться кирпичом и фиксироваться в кладке.

Для улучшения сцепления со стенами к воротной раме рекомендуется приварить небольшие прутья диаметром 10-12 мм, используемые в качестве закладных деталей.

Вертикальность установки ворот контролируем при помощи уровня или отвеса, слегка корректируя (рихтуя) при необходимости их положение небольшим ломиком. Нужное положение по горизонтали выставляется обычно путём подкладывания под углы ворот небольших плоских камней или металлических пластин.

Строительство стен гаража

После этого приступаем к возведению стен гаража, причём укладку шлакоблоков (кирпичей) лучше всего вести по общепринятой схеме цепной кладки, при которой элементы верхнего ряда перекрывают швы нижнего. Начинается кладка обычно с углов, по которым затем натягивается тонкий шнур. По линии шнура укладываем остальные блоки и вновь поднимаем углы. Вертикальность выведения углов и стен проверяем тем же отвесом, а горизонтальность рядов – по уровню.

При устройстве стен следует предусмотреть небольшой уклон их верхнего среза в сторону торцовой стены, обеспечивающий (после укладки на стены перекрытия) гарантированный сток дождевой воды. Для проведения укладочных работ вам может понадобиться следующий инструмент:

  • мастерок типа «кельма»;
  • отвес и уровень;
  • несколько вёдер;
  • кирочка;
  • лопата.

Отделка и утепление

Отделка гаража

Наружная отделка гаража сводится, как правило, к затирке его стен готовым цементным раствором или же к нанесению слоя штукатурки с последующей его побелкой известью.

Для утепления гаража обычно используются стандартные промышленные плиты из пенопласта (толщиной 5 см), или же плиты из минеральной ваты, закрытые слоем штукатурки.

В утепленном подобным образом помещении гаража вам удастся сохранять плюсовую температуру практически всю зиму при условии, если вы поставите в нём небольшую электрическую печь.